Уважаемые родители и обучающиеся!
С целью повышения вашей осведомленности в правах и обязанностях доводим до вашего сведения о следующем:
Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123
«Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе
для занятий физической культурой»
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок, в том числе временных.
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к
специальной медицинской группе (СМГ).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
— улучшение показателей физического развития;
— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
— формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
— обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
— обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Ниже в таблице перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов.
В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Координация движений, ловкость, быстрота двигательной реакции оценивается по выполнению бросков и ловли теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе. Засчитывается количество пойманных мячей.
Координация движений, ловкость, быстрота двигательной реакции, скоростная выносливость, сила мышц ног может быть оценена по тесту с прыжками через скакалку на двух ногах. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Силовая выносливость оценивается по тесту с приседаниями, выполняемыми в произвольном темпе до утомления. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Заболевания
|
Противопоказания и ограничения
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
|
Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)
|
Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений.
|
Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе.
|
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)
|
Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса
|
Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха
|
Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)
|
Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела.
|
При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. — первый год обучения, 10-15 мин. — второй и последующие годы обучения).
|
Нарушения нервной системы
|
Упражнения, вызывающие нервное
перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.
|
Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения
|
Органы зрения
|
Исключаются прыжки с разбега, кувырки
|
Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз
|
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
|
Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки
|
|
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения — в сентябре, декабре и апреле.
Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ. Прежде всего, следует иметь в виду то, что дети, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для школьников основной и подготовительной групп.
В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении. Кроме того, каждый из обучающихся СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств. В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры,
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы выпускники общеобразовательных учреждений могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам.
Экзамен проводится во время первых уроков в спортивном зале школы. Школьники приходят на экзамен в спортивной форме. Температура в помещении должна быть не ниже 21 градуса по Цельсию. Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые включаются теоретический вопрос и практическое задание под условным номером.
Практическое задание должно быть доступно и разрешено к выполнению только учащимся с конкретной формой заболевания.
Экзамен проводится в присутствии медицинского работника школы. Примерный перечень теоретических вопросов и практических заданий общий для выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы прилагается.
При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры должен учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении.
Руководитель Департамента общего
и дошкольного образования, член коллегии
А.В.БАРАННИКОВ
На основании Письма Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» разработанырекомендации дляаттестации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по физической культуре,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группесостоит из двух частей: теоретической части и практической.
Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса или написания реферата по избранной теме:
• понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
• понятие о правильном режиме питания;
• понятие о формах двигательной активности;
• методы самоконтроля;
• основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);
• понятие о правильной осанке;
• понятие о рациональном дыхании;
• правила оказания первой до врачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.
• гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;
• понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.
Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:
• составлять и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
• выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
• выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
• выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;
• выполнять доступные композиции оздоровительной гимнастики (аэробика);
• выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;
• контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);
• выполнять приемы оздоровительного самомассажа;
• выполнять посильные комплексы упражнений на тренажерах, на различном спортивном оборудовании;
• выполнять доступные упражнения и двигательные действия из различных видов спорта.
При разработки практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Содержание контрольных (тестовых) заданий для аттестации учащихся специальной медицинской группы разрабатывается педагогом совместно с медицинским работником образовательного учреждения.
Приложение 1
Перечень вопросов и практических заданий
для аттестации выпускников основной и средней (полной)
общеобразовательной школы по физической культуре,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Примерные вопросы:
1. Что такое здоровый образ жизни?
2. Что значит «рациональный режим питания»?
3. Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?
4. Чем характеризуется здоровый досуг?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые
по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения тебе полезно выполнять с учетом
твоего заболевания?
7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении
комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении
комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи
при травме руки (ноги),
полученной во время занятий физической культурой?
11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении
физических упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны
и как выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны
и как выполняются?
14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние
организма?
15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
16. Какие ты знаешь основные физические качества?
17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий
физической культурой?
18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Приложение 2
Примерные темы рефератов по физической культуре
для учащихся 11-х классов.
1. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа
жизни, повышения долголетия человека.
2. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической
культуры и закаливания.
3. Современные виды двигательной активности.
4. Двигательная активность и здоровье человека.
5. Гиподинамия - болезнь неподвижного образа жизни.
6. Вредные привычки: профилактика и их предупреждение средствами
физической культуры.
7. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок
в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями
и спортом.
8. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
9. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль
в осуществлении двигательных актов.
10. Использование общеразвивающих и корригирующих упражнений
в решении задач физического развития
и укрепления здоровья.
11. Возрастные особенности развития основных физических качеств
(силы, быстроты и выносливости).
12. Профилактика травматизма и оказание доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями.
13. Личности в современном олимпийском движении.
14. Развитие зимних видов спорта в ХМАО – Югра и успехи березовских
спортсменов на соревнованиях разного уровня.
Критерии оценивания при защите реферата:
1. Соблюдение основных требований к структуре, содержанию
и оформлению работы.
2. Актуальность, уровень и качество раскрытия выбранной темы.
3. Аргументированность суждений, стиль изложения.
4. Научно-теоретическая и практическая ценность (значимость)
выполнения работы, поиск нетрадиционных решений.
Оценка физической подготовленности
Физическая подготовленность базируется на уровне развития
физических качеств и двигательных умений и навыков. Физическая
подготовленность в школе определяется с помощью тестов. Тесты
физической подготовленности для СМГ принимают, как правило,
в сентябре, декабре и апреле. В качестве тестов допустимо использовать
только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания
не противопоказаны обучающимся. Для определения уровня физических
качеств можно использовать следующие тесты:
Физические
качества
|
Содержание теста
|
Критерий оценки
|
Общая выносливость
|
Шестиминутный равномерный бег с переходом в случае необходимости на ходьбу
|
Расстояние в метрах
|
Скоростно-силовые
|
Прыжок в длину с места, засчитывается результат лучший из трех попыток
|
В сантиметрах
|
Силовые
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
Количество раз
|
Координация, быстрота двигательной реакции
|
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе
|
Количество пойманных мячей
|
Координация, скоростная выносливость
|
Прыжки через скакалку на двух ногах с одной попытки, до момента отказа от выполнения теста
|
Количество прыжков
|
Силовая выносливость
|
Приседания в произвольном темпе до момента отказа от выполнения теста
|
Количество приседаний
|
Если результаты двигательных тестов в декабре будут лучше, чем в
сентябре, и лучше в апреле, чем в декабре, это будет свидетельствовать
о приросте результатов и повышении уровня физической
подготовленности. Помимо данных тестов контроль над уровнем
своего развития можно осуществлять с помощью таблиц оценки
физических качеств по показателям двигательной дееспособности
и физического развития учащихся основной и средней школы,
приведенных в сборнике документов, рекомендованных Министерством
образования РФ «Оценка качества подготовки по физической культуре»
(авторы Матвеев А. П., Петрова Т. В.)
Учащиеся СМГ сдают только те нормативы, по которым отсутствуют противопоказания.
Приложение 3
Таблицы оценивания
уровня физической подготовленности школьников,
отнесенных по состоянию здоровья
в специальную медицинскую группу
Таблица 1 Бросок набивного мяча, 1 кг (см)
Возраст
|
Класс
|
Мальчики
|
Девочки
|
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
11
|
5
|
235
|
240–285
|
290–395
|
210
|
215–265
|
270–385
|
12
|
6
|
260
|
265–310
|
315–430
|
235
|
240–280
|
285–405
|
13
|
7
|
305
|
308–345
|
345–510
|
290
|
295–325
|
330–485
|
14
|
8
|
345
|
350–400
|
405–530
|
330
|
340–380
|
385–495
|
15
|
9
|
360
|
370–440
|
445–590
|
360
|
365–405
|
410–515
|
16
|
10
|
450
|
455–480
|
485–640
|
410
|
415–460
|
465–540
|
17
|
11
|
457
|
460–505
|
510–680
|
405
|
410–445
|
450–550
|
Таблица 2 Прыжки в длину с места (см)
Возраст,
|
Класс
|
Мальчики
|
Девочки
|
лет
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
11
|
5
|
121
|
125–135
|
140–170
|
115
|
120–130
|
135–160
|
12
|
6
|
130
|
135–145
|
145–178
|
120
|
125–135
|
140–165
|
13
|
7
|
135
|
140–155
|
158–185
|
125
|
130–145
|
150–170
|
14
|
8
|
153
|
155–170
|
175–200
|
125
|
130–145
|
150–175
|
15
|
9
|
174
|
178–188
|
190–210
|
127
|
133–148
|
150–175
|
16
|
10
|
185
|
190–200
|
203–225
|
133
|
135–150
|
150–180
|
17
|
11
|
190
|
195–205
|
210–235
|
130
|
130–145
|
150–178
|
Таблица 3 6 - минутный бег (м)
Возраст,
|
Класс
|
Мальчики
|
Девочки
|
лет
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
11
|
5
|
800
|
830–950
|
1000
|
650
|
680–850
|
920
|
12
|
6
|
850
|
880–980
|
1050
|
700
|
730–900
|
950
|
13
|
7
|
900
|
930–1000
|
1050
|
750
|
780–920
|
970
|
14
|
8
|
950
|
980–1050
|
1100
|
800
|
820–930
|
1000
|
15
|
9
|
1000
|
1040–1100
|
1150
|
830
|
840–950
|
1000
|
16
|
10
|
1050
|
1100–1200
|
1250
|
850
|
870–980
|
1150
|
17
|
11
|
1050
|
1100–1200
|
1250
|
870
|
900–1000
|
1150
|
Таблица 4 Отжимание (раз)
Возраст,
|
Класс
|
Мальчики
|
Девочки
|
лет
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
11
|
5
|
11
|
15
|
19
|
5
|
8
|
12
|
12
|
6
|
12
|
18
|
22
|
5
|
8
|
13
|
13
|
7
|
13
|
19
|
23
|
6
|
9
|
14
|
14
|
8
|
15
|
20
|
24
|
6
|
9
|
15
|
15
|
9
|
16
|
21
|
25
|
6
|
9
|
15
|
16
|
10
|
17
|
22
|
28
|
5
|
8
|
16
|
17
|
11
|
19
|
24
|
30
|
5
|
8
|
16
|
Рефлексия
Анкета для обучающихся СМГ
1. Девочка, мальчик. К-во лет________
2. Врачи определили мне СМГ по физкультуре. Я посещаю занятия:
А) с охотой
Б) без всякого желания
В) для пользы своему здоровью.
Г) для отметки
Д) заставляют родители, учителя
Е) это поможет (помогает) мне в жизни.
3. Больше всего мне нравятся упражнения (комплексы):
А) на растяжку
Б) с фитболом
В) с гантелями (силовые)
Г) с гимнастическими палками
Д) танцевальные
Е) с массажными мячами
Ж) на тренажерах
З) спорт игры
4.Какие качества вы приобретаете на занятиях?.
А) ловкости, быстроты, скорости реакции
Б) силы
В) координации движений
Г) выносливости
Д) воля, упорство, трудолюбие Что еще?
5 Нагрузка на уроках (в основном)
А) соответствует моему физическому состоянию
Б) недостаточна для меня
В) высока
6. Расписание уроков
А) устраивает меня
Б) неудобно для меня (ПОЧЕМУ?)
7. Уроки ЛФК (в основном)
А) были эффективными для меня.
Б) эффект от уроков зависел от моего усердия , старания
В) я не перенапрягался (не утруждал себя) , поэтому бесполезны для меня.
8. Я понял…, я узнал…., я научился…
9. Я хотел бы, чтобы на уроках физкультуры (пожелания)….